Занятия с учителем-логопедом
Программа занятий
Структура программы
1. Целевой раздел программы…………………………………………………..………...….3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………..……….…..3
- цели и задачи реализации программы
- принципы и подходы к реализации программы
- характеристика обучающихся
1.2. Планируемые результаты……………………..…………………………………………5
1.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов ………….…. 5
2. Содержательный раздел………………………………………………………………......12
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка…………………………………………...………………………………………………....12
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы……………………………………………………………………………………….….13
2.3. Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений речевого развития……………………………………………………………………………………………..15
2.4 Особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса.............................................................................................................................................17
3. Организационный раздел…………………………………………………………….…..18
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы……………....…….18
3.2. Учебный план…………………………………………………………………………...19
Литература…………………………………………………………………...……………….19
Приложение
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Программа предполагает речевое и коммуникативное развитие обучающихся. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения обучающихся, в детском саду функционирует логопедический кабинет. Содержание работы и организационные моменты логопедического кабинета закреплены Положением о логопедическом кабинете, принятом на педагогическом совете и утвержденным руководителем.
Данная программа носит социально-гуманитарную направленность.
Основной базой программы являются:
- Закон РФ № 273 «Об образовании» от 29.12.2012
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Значимость программы - помочь обучаюшимся с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи, срок ее реализации 1 год.
Цель программы – развитие фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, развивать связную речь через игровую деятельность.
В процессе коррекционного обучения решаются следующие задачи:
Обучающие задачи:
- формировать слуховое внимание, восприятие, умение регулировать силу голоса, правильное звукопроизношение;
- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;
- обогащать и активизировать словарный запас;
Развивающие задачи:
- развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать фонематическое восприятие; развивать связную речь;
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
- воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей обучающихся. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов обучающихся.
Характеристика обучающихся.
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетическое недоразвитие речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
Характеристика обучающихся с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у обучающихся с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения обучающихся при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у обучающихся нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи обучающихся могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными.
1.2. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- умение внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, умение вести себя правильно в общественных местах;
- умение решать проблемную ситуацию, позитивного общения, продуктивного взаимодействия;
- умение терпеливо и аккуратно выполнять упражнения для развития ручной моторики.
Метапредметные результаты:
- умение формулировать и удерживать учебную задачу;
- умение следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия.
Коммуникативные:
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- способность к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками.
Познавательные:
- умение находить желаемую информацию об окружающем мире в различных источниках (методом наблюдения, опросом родителей, старших товарищей);
- умение обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между событиями окружающей действительности;
- укрепление мышц языка и губ, развитие их подвижности;
- точность выполнения пальчиковых упражнений;
- улучшение координации речи с движением;
- умение произносить звуки с продолжительным плавным выдохом;
- способность выполнять повторяющиеся действия согласно алгоритму;
- умение концентрировать внимание на предмете и его свойствах;
- умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные:
К концу обучения дети должны:
Знать:
- буквы и звуки родного языка;
- первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
- точность выполнения артикуляционных упражнений;
- дыхательные упражнения;
- правила поведения на занятиях;
- этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Уметь:
- различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить - анализ односложных трехзвучных слов, составлять предложения по живой модели;
- согласовывать числительное с существительным;
- согласовывать прилагательное с существительным;
- пользоваться распространенными предложениями, отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова;
- правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
- определять начальный звук в слове;
- определять место нахождения заданного звука в слове;
- делить слова на слоги;
- рассказывать друг другу сказки, рассказы, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин, выразительно читать стихи;
В итоге логопедической работы обучающиеся с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов
1.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- направление - работа со всеми обучающимися. В рамках службы сопровождения ДОУ.
- направление - работа с обучающимися логопедического кабинета.
- направление:
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
- направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопедический кабинет. По результатам обследования на начало года составляется список зачисленных детей на занятия в логопедический кабинет, в конце года - отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопедическом кабинете.
Мониторинг речевого развития обучающихся, зачисленных на занятия в логопедический кабинет, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей. Посещающих занятия в логопедическом кабинете, заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
- Беседа с детьми
- Беседа с воспитателями
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:
Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся в логопедическом кабинете МДОУ « Детский сад № 106»
________месяц 20___ -20 ___учебный год учитель-логопед: _____________
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Дата рождения |
Фонематическое восприятие |
Артикуляционная моторика |
Звукопроизношение |
Сформированность звуко-слоговой структуры |
Навыки языкового анализа |
Грамматический строй речи |
Навыки словообразования |
Понимание логико-грамматических конструкций |
Связная речь |
Всего баллов |
Уровень |
||||
1 |
|||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||
Итого |
|||||||||||||||||
Уровень речевого развития определяется суммой баллов.
Высокий |
41-45 баллов |
Выше среднего |
32-40 баллов |
Средний |
23-31 балл |
Низкий |
14-22 баллов |
Низший |
9-13 баллов |
- Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.
- ба – па па – ба
- са – за за – са
- жа – ща ща – жа
- са – ша ша – са
- ла – ра ра – ла
- ма – на – ма на – ма – на
- да – та – да та – да – та
- га – ка – га ка – га – ка
- за – са – за са – за – са
- жа – ша – жа ша – жа – ша
- са – ша – са ша – са – ша
- ца – са – ца са – ца – са
- ча – тя – ча тя – ча – тя
- ра – ла – ра ла – ра – ла
Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем торой (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
- Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:
- губы в улыбке;
- губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;
- язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
- язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
- щелканье языком;
- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
- «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
- «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
- Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:
Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представлены в ходе дельнейшего обследования.
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова:
Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
5. Исследование навыков языкового анализа
- Сколько слов в предложении?
- День был теплый.
- Около дома росла высокая береза.
- Сколько слогов в слове?
- Дом
- Карандаш
- Определи место звука в слове:
- первый звук в слове крыша;
- третий звук в слове школа;
- последний звук в слове стакан.
- Сколько звуков в слове?
- Рак
- Сумка
- Диктант
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще…».
6. Исследование грамматического строя речи
«Послушай и повтори»
Наступила осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белые чайки
В саду было много красных яблок.
Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения ( 1-2 раза).
«Найди ошибки»
Девочка гладит утюгом.
Дом нарисован мальчик.
Мальчик умывается лицо.
Собака вышла в будку.
Березки склонились от ветра.
Солнце освещается Землей.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
«Составь предложения»
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Мальчик, открывать, дверь.
Девочка, читать, книжка.
Доктор, лечить, дети.
Рисовать, карандаш, девочка.
В, сад, расти, вишня.
Сидеть, синичка, на , ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Миша, дать, собака, большая, кость.
Петя, купить, шар, красный, мама.
« Вставь пропущенное слово»
Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.
Лена наливает чай … чашки.
Почки распустились … деревьях.
Лодка плывет … озеру.
Чайка летит … водой.
Птенец выпал … гнезда.
Деревья шумят … ветра.
Последние листья падают … березы.
Щенок спрятался … крыльцом.
Пес сидит … конуры.
Большая толпа собралась … театром..
«Инструкция: один – дом, если их много, то это дома.»
Один стол, а много – это… Стул – … Окно – … Звезда – … ухо – …
Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.
Стол, а много чего? - … стул -… окно - … звезда - … ухо - …
7. Исследование навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у…
Козы - … волка - … утки - … лисы - … льва - … собаки - … курицы - … свиньи - … коровы - … овцы - ….
- Образование существительных в уменьшительной форме(10)
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять: стол, стул, дом, снег, дерево.
Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.
Шляпка из соломы – кисель из клюквы –
Горка из льда – салат из моркови –
Варенье из вишни – суп из грибов –
Варенье из яблок – варенье из сливы –
Варенье из малины – варенье из клубники –
Варенье из черники – лист дуба –
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…
Мороз - … солнце - … снег - … дождь - … ветер - … холод - …
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
Кошки - … медведя - … зайца - … белки - … волка - … льва - … лисы - …
Гнездо орла - … клюв птицы - … ружье охотника - …
8. Исследование понимания логико-грамматических конструкций
- а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Покажи карандаш ключом.
- а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.
- Скажи, что верно: весна бывает перед летом, или лето – перед весной?
- Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
- Сашу ударил Коля. Кто драчун?
- Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
- Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
9. Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 2-3 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся расположить их по порядку и составь рассказ.
Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В нашей методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983)
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустом гороха.
Рассказ предъявляется не более 2-х раз.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Область |
Задачи |
Вид деятельности |
Социально- коммуникативное развитие |
-Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. -Расширять представление и интерес детей к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. - Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами |
-режиссёрские игры - театрализованная деятельность - игровые ситуации мини инсценировки - беседа - автоматизация поставленных звуков в связной речи - поручения |
Художественно-эстетическое развитие |
-Развивать умение слышать ритмический рисунок. -Учить передавать ритмический рисунок. -Развитие графоморфных навыков |
- дидактические игры и упражнения -зарисовка иллюстраций, штриховка |
Познавательное развитие |
Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. |
-составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мелкими предметами |
Речевое развитие |
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно, читать стихи, скороговорки, участвовать в инсценировках, режиссёрских играх |
- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах, театральной деятельности, режиссёрских играх |
Физическое развитие |
- Развивать координированность и точность движений (артикуляционная, мелкая моторика) - Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. Формирование речевого дыхание |
- пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки -беседа - упражнения |
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Основными формами коррекционного обучения на логопедическом пункте детского сада являются индивидуальная и подгрупповая непрерывная образовательная деятельность.
Индивидуальная НОД направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого обучающегося. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
На данных занятиях обучающийся должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Частота проведения индивидуальной НОД определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, заболеваемостью и характером посещаемости ДОУ. Частота проведения индивидуальной НОД у детей 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий - 25-30 минут.
Основная цель подгрупповой НОД – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для двух-трёх детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Воспитываются навыки коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Продолжительность подгрупповых НОД – 25-30 минут
К индивидуальным и подгрупповым логопедическим НОД предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:
- сформулировать тему и цели занятия;
- продумать этапы занятия и их связь друг с другом;
- запланировать постепенное усложнение речевого материала;
- осуществлять дифференцированный подход к ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- формулировать инструкции кратко и четко;
- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Индивидуальные и подгрупповые НОД, как правило, включают в себя следующие этапы:
- развитие слухового внимания, фонематического восприятия
- подготовка речевого аппарата
- постановка или автоматизация звука
- игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
- задания на развитие связной речи
Общая продолжительность курса логопедической деятельности находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально – личностных особенностей, посещаемости. Она может варьироваться от 2-3 месяцев до 1 года и более.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяют наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – обучение пересказу, беседа, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические – используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр, а также метод проектов, моделирования и логосказки.
Широко используются здоровьесберегающие технологии. Это – зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и речевой моторики. Включение в каждое занятие различных видов самомассажа, динамических пауз, пальчиковых игр, гимнастики для глаз создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены методические рекомендации к проведению непосредственно организованной образовательной деятельности, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.
I. К нам пришел гость:
1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
3) гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.
В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
II. Идем в гости
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей (оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр).
III. Мы пришли в гости:
1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
IV.Посылка
Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или его имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.
V. План
Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например, «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).
VI. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)
Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки от киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение по пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
VII. Поле чудес.
Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.
VIII. Стройплощадка.
Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной строит дом (детский сад, школу, или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти деталей, в зависимости от возраста ребенка).
IX. Проявляющаяся картинка.
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно проявляя изображение. Это может быть подарок для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.
X. Цирк.
Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; а попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
XI. Занятие- сказка.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.
2.3 Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений речевого развития
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный;
II. Этап формирования произносительных умений и навыков.
-Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
III. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельной параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;
для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;
для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;
для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:
«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер» и др.
Этап формирования произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Третий этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие подэтапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования произносительных умений и навыков);
III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,
«Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- номинативный словарь;
- предикативный словарь;
- словарь признаков;
- числительные и местоимения;
- навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- словоизменение;
- согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- пересказ;
- рассказ по серии сюжетных картин;
- рассказ по сюжетной картине.
2.4 Особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Эффективность коррекционной работы определяется четкой организацией детей в период пребывания их в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы Логопедического кабинета МДОУ, оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
- необходимым условием реализации программы является наличие в кабинете логопеда компьютера, также возможность использования технические средства обучения.
-создание развивающей среды (настольные игры, игры для мелкой моторики, наглядный материал)
Правильно организованная предметно-образовательная развивающая среда в кабинете логопеда:
- создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности;
- стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Обстановка, созданная в кабинете, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого обучающегося, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что обучающийся скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Методическое обеспечение логопедического кабинета.
- Настенное зеркало.
- Стол и стулья для занятий у зеркала и подгрупповых занятий.
- Магнитная доска.
- Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных звуков.
- Альбомы и пособия для логопеда по диагностике речевого развития.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
- Тетради для автоматизации разных звуков.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
- Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.
- Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
- Авторские логопедические разработки на автоматизацию звуков.
- Авторские дидактические игры.
3.2 Учебный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
на 2021-2022 учебный год
Этапы логопедической работы |
Количество занятий для дислаликов |
Количество занятий для дизартриков |
Итого занятий по этапам |
Развитие общей и речевой моторики |
5 |
7 |
12 |
Постановка и коррекция звука |
2 |
5 |
7 |
Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности |
6 |
12 |
18 |
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком |
15 |
20 |
35 |
ИТОГО |
28 |
44 |
72 |
Список используемой литературы:
1. Пятница Т.В Справочник дошкольного логопеда. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Поваляева М.А. Справочник логопеда Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
4. В. О. Йощенко Руководство по организации работы логопеда в доу: Сборник примерных форм документов и методических материалов. Издательство АРКТИ.Москва, 2008.
Приложение 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА (ФНР)
Фамилия, имя ребенка

Дата рождения Возраст
ФИО родителей (законных представителей)
Особенности раннего речевого развития
Особенности физического развития ребенка ____________________________________________
Состояние слуха______________________________
Дата обследования_____________________________________
1. Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие)________________________________________________________________
Язык, подъязычная уздечка (обычный, массивный, широкий, маленький, длинный, короткий, узкий)________________________________________________
Строение зубного ряда( мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) _________________
Прикус ( открытый, боковой, перекрестный, прямой, прогения, прогнатия) _______________
Твёрдое нёбо________________________________________________________________
Мягкое нёбо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) _____________________________________________________________
2. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы ___________________________________________________________________________
(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык ___________________________________________________________________________
(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения
неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы,девиация – отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор – подергивание, изменение цвета; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация ___________________________(норма, повышенная)
Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________________________
Тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) _____________________________________________________________________
Характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)
_______________________________________________________________________________ Выразительность речи ___________________________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная,
разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
4. Звукопроизношение (изолированно, во фразах)
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||
а |
у |
ы |
о |
э |
и |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||||||
звонкие |
твёрдые, мягкие |
||||||||
в |
б |
д |
г |
т |
ть |
д |
дь |
н |
нь |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||||||||||||||||||
свистящие |
шипящие |
соноры |
заднеязычные |
||||||||||||||||||
с |
сь |
з |
зь |
ц |
ш |
ж |
ч |
щ |
л |
ль |
р |
рь |
й |
к |
кь |
г |
гь |
х |
хь |
||
Заключение:_______________________________________________________________________________________
Дата начала занятий_________________________________________________________________________________
Дата окончания занятий______________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
РЕЧЕВАЯ КАРТА (ФФНР)
Фамилия, имя ребенка

Дата рождения Возраст
ФИО родителей (законных представителей)
Особенности раннего речевого развития
Особенности физического развития ребенка
1. Строение артикуляционного аппарата Губы (толстые, тонкие)____________________________________________________________
Язык, подъязычная уздечка (обычный, массивный, широкий, маленький, длинный, короткий, узкий)________________________________________________
Строение зубного ряда( мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон)______________
Прикус ( открытый, боковой, перекрестный, прямой, прогения, прогнатия)_____________________
Твёрдое нёбо________________________________________________________________
Мягкое нёбо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)_____________________________________________________________
2. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы ___________________________________________________________________________
(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык ___________________________________________________________________________
(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения
неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы,девиация – отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор – подергивание, изменение цвета; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация ___________________________(норма, повышенная)
Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________________________
Тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)
_____________________________________________________________________
Характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)
_______________________________________________________________________________ Выразительность речи ___________________________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная,
разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
3. Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:
а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________
б) дифференциация предметов по форме:
«почтовый ящик»____________________________________________________
геометрическое лото__________________________________________________
в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________
г) ориентировка во времени:
серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________
узнавание и называние времен года_____________________________________
д) ориентировка в пространстве:
умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________
умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________
знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________
е) умение обобщать: подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________ «четвертый лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________
4. Звукопроизношение (изолированно, во фразах)
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||
а |
у |
ы |
о |
э |
и |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||||||
звонкие |
твёрдые, мягкие |
||||||||
в |
б |
д |
г |
т |
ть |
д |
дь |
н |
нь |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||||||||||||||||||
свистящие |
шипящие |
соноры |
заднеязычные |
||||||||||||||||||
с |
сь |
з |
зь |
ц |
ш |
ж |
ч |
щ |
л |
ль |
р |
рь |
й |
к |
кь |
г |
гь |
х |
хь |
||
5. Дифференциация слов, отличающихся парами фонем
Дата |
По ряду признаков |
по твердости-мягкости |
По глухости-звонкости |
Свистящие -шипящие |
Соноры по (вибрации) |
||||||||
дом-дым |
лук-лак |
лук-жук |
кот-рот |
зуб-суп |
коза-коса |
корка-горка |
нож-нос |
крыса-крыша |
миска-мишка |
рак-лак |
ложки-рожки |
||
6. Фонематический анализ
Дата |
Дифференциация слов по: |
Выделение фонем на фоне слова |
Выделение фонем из слова |
Определение места звука |
||||||||||
месту ударения |
слогонаполнямости |
гл. под ударением в начале слова |
согласная в начале слова |
Согласная в конце слова |
Гласная в середине слова |
согласная в середине слова |
||||||||
сок- носок |
коза-стрекоза |
лук-каблук |
начало |
конец |
начало |
середина |
конец |
|||||||
Заключение___________________________________________________________________
Дата обследования ребёнка______________________________________
Подпись учителя-логопеда______________________________________
Дата начала занятий с учителем-логопедом_______________________________
Дата окончания занятий с учителем-логопедом_____________________________
Приложение 4
МДОУ «Детский сад № 106»
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития по преодолению ФФНР
на ____________учебный год
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
Заключение_____________________
Логопед____________________
- подготовительный этап
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:
а) развитие мотивационной основы для дальнейшей коррекционной работы (установить контакт с ребенком, вызвать интерес к логопедическим занятиям);
б) формирование полноценной психологической базы речи (развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
г) укрепление физического здоровья (консультации узких специалистов, при необходимости – медикаментозное лечение, массаж, и т. д.).
- формирование полноценной звуковой стороны речи
Устранение неправильного произношения, развитие умения и навыков дифференциации сходных по звучанию и артикуляции звуков; привитие навыка самоконтроля за речью.
а) постановка звуков(НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ)
(к ,г, д, т - с, с’, з, з’, ц – ш – л, л’ – ж – р, р’ – ч, щ);
б) автоматизация звуков
- в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (с ударением, без ударения, сложных);
- в предложениях;
- дифференциация звуков (с-з, с-с’, с-ц, с-ш, с-з-ц
ж-з, ж-ш,
ч-с’, ч-т’, ч-щ,
щ-с, щ-т, щ-ш,
р-л, р-р’, р’-л’, р’-й, л-л’
в) автоматизация звуков в речи.
- развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа (умение выделять звук из слова, находить его место в слове /в начале, в середине, в конце/, определять твёрдость-мягкость звука, называть первый, второй и т. д. звуки, определять количество слогов в слове);
- расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи (умение изменять слова по родам, числам, падежам, образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, согласовывать слова друг с другом, правильно употреблять местоимения, и т.д.);
- развитие связной, выразительной речи (обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картинок; пересказу, нормализация просодики);
- Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, логического мышления, ощущения, воображения);
- Развитие сенсомоторики (правильное определение величины, цвета, формы предметов, развитие тактильных ощущений).
Все этапы идут параллельно с коррекцией произношения на базе правильно произносимых звуков
Дата начала занятий________________
Дата окончания занятий________________________
Приложение 5
МДОУ «Детский сад № 106»
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития по преодолению ФНР
на _______________________ учебный год
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
Заключение_____________________
Логопед____________________
- подготовительный этап
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:
а) развитие мотивационной основы для дальнейшей коррекционной работы (установить контакт с ребенком, вызвать интерес к логопедическим занятиям);
б) формирование полноценной психологической базы речи (развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
г) укрепление физического здоровья (консультации узких специалистов, при необходимости – медикаментозное лечение, массаж, и т. д.).
- формирование полноценной звуковой стороны речи
Устранение неправильного произношения, развитие умения и навыков дифференциации сходных по звучанию и артикуляции звуков; привитие навыка самоконтроля за речью.
а) постановка звуков(НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ)
(к ,г, д, т - с, с’, з, з’, ц – ш – л, л’ – ж – р, р’ – ч, щ);
б) автоматизация звуков
- в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (с ударением, без ударения, сложных);
- в предложениях;
- дифференциация звуков (с-з, с-с’, с-ц, с-ш, с-з-ц
ж-з, ж-ш,
ч-с’, ч-т’, ч-щ,
щ-с, щ-т, щ-ш,
р-л, р-р’, р’-л’, р’-й, л-л’
в) автоматизация звуков в речи.
Дата начала занятий________________
Дата окончания занятий________________________
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Этапы работы |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работ |
Оборудование |
1-й этап Развитие общей и речевой моторики. Общее количество часов: дислалия – 5-7 дизартрия – 7-14 |
А (1-3 ч.) |
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)
|
|
|
Б (1-3 ч.) |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков) 1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев), проба «ребро – кулак – ладонь» 2. Вычерчивание фигур 3. Обведение шаблонов 4. Вырезание ножницами различных фигур 5. Разбирание по сортам семян, по цвету мозаик 6. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру 7. Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары 8. Показывание пальцев по два и по три 9. Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели |
|
Комплекты пластинок Ножницы Трафареты Мозаики Мячи Резиновая груша Пластилин, скакалки |
|
В (1-3 ч.) |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти |
1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
«Лягушка» |
Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Звучащие игрушки |
|
Г (1-3 ч.) |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка. для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц |
1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор 6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.) |
Настенное зеркало Индивидуальные зеркала Марлевые салфетки Бумажные трубочки |
|
2-й этап Постановка и коррекция звука Количество часов: дислалия - 2-5 дизартрия - 5-8 |
А (1-3 ч.) |
Знакомство с артикуляцией звука |
1. Показ артикуляции перед зеркалом 2. Показ профиля данного звука 3. Показ положения языка кистью руки 4. Наглядная демонстрация вибрации языка 5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков) 6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков ) |
Зеркала настольные Зеркало настенное Профили звуков Шпатели Игровой материал |
Б (1 ч.) |
Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками:
2. Механическая помощь при постановке звука:
|
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
|
Полоски бумаги Карандаши Пробирки Соломинки разных размеров Лодочки разных размеров Воздушные шарики Игрушка «тещин язык» |
|
В (1 ч.) |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами 2. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р» («тпppp» - задувание и дрожание обеих губ) 3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения |
|||
Г (1 ч.) |
Специальные упражнения для звука [Л]: П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:
В т о р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
Т р е т и й с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам |
Шпатели логопедические Зонды логопедические массажные Вата Бинт Спирт |
||
Д (1 ч.) |
Koppeкция звука: Работа над:
|
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания |
||
Е (1 ч.) |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом:
2. Работа над дыханием:
|
|||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности Колличество часов: дислалия- 5-10 дизартрия - 10-15 |
А (1-4 ч.) |
Работа над звуком: 1. Звук в слоге:
2. Звук в слове:
3. Звук в предложении 4. Звук в тексте 5. Пословицы, поговорки, стихи 6. Скороговорки |
1. Произнесение слов, слогов и предложений 2. Работа с таблицами 3. Работа с игровым материалом, картинками 4. Чтение текстов 5. Работа с деформированным текстом. 6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок |
Слоговые таблицы Игрушки Игры Предметные картинки Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам |
Б (1-4 ч.) |
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1. Узнавание звука на фоне слога, слова |
1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово 2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности 3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов 4. Игра «Услышь своё имя» 5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок) 6. Отхлопать ритмическую структуру слова |
Сигнальные карточки |
|
В (2-4 ч.) |
2. Формирование фонематического анализа |
1. Определить первый звук в слоге, слове 2. Определить последний звук 3. Назвать все входящие в слово звуки 4. Определить количество звуков, слогов, слов 5. Назвать звуки по порядку 6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него |
Мячи Флажки «Светофорчики» Конверты с кружками Предметные картинки |
|
3. Развитие синтетической деятельности |
1. Составить из названных звуков слог, слово 2. Игра с мячом «Доскажи словечко» 3. Составить из букв разрезной азбуки слово 4. Игра «Умный телефон» |
Наборное магнитное полотно Коробка с разрезными буквами, слогами |
||
Г (2-4 ч.) |
4. Развитие фонематических представлений |
1. Подобрать слово на заданный звук, слог 2. Придумать слово по количеству звуков, слогов 3. Подобрать картинки на звук 4. Преобразовать слова:
|
Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков |
|
Д (2-4 ч.) |
5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) |
1. Пересказ различных текстов 2. Составление рассказов:
3. Инсценирование сказок 4. Работа со сказками-фильмами |
Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения |
|
4-й этап Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком Количество часов: дислалия – 15 дизартрия – 20 |
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь |
|
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]
Этапы работы |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работ |
Оборудование |
1-й этап Развитие общей и речевой моторики Общее количество часов: дислалия – 5-7 дизартрия – 7-14 |
А (1-3 ч.) |
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков):
|
1. Выполнение гимнастических упражнений 2. Игры на развитие координации и чувства ритма |
|
Б (1-3 ч.) |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):
|
|
Комплекты пластинок Ножницы Трафареты Мозаики Мячи Резиновая груша Пластилин, скакалки |
|
В (1-3 ч.) |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти |
1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
|
Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Звучащие игрушки |
|
Г (1-3 ч.) |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата: 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:
П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка. для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц |
1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор 6. Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.) |
Настенное зеркало Индивидуальные зеркала Марлевые салфетки Бумажные трубочки Кусочки ваты, бумаги |
|
2-й этап Постановка и коррекция звука Количество часов: дислалия - 2-5 дизартрия - 5-8 |
А (1-3 ч.) |
Знакомство с артикуляцией звука |
1. Показ артикуляции перед зеркалом 2. Показ профиля данного звука 3. Показ положения языка кистью руки 4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка 5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков) 6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков) |
Зеркала настольные Зеркало настенное Профили звуков Шпатели Игровой материал |
Б (1 ч.) |
Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]: 1. Работа над вспомогательными звуками:
2. Механическая помощь при постановке звука:
|
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
|
Полоски бумаги Карандаши Пробирки Соломинки разных размеров Лодочки разных размеров Воздушные шарики Игрушка «тещин язык» |
|
В (1 ч.) |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно):
|
|||
Г (1 ч.) |
Специальные упражнения для звука [ш], [ж]: П е р в ы й с п о с о б: - от «Чашечки». В т о р о й с п о с о б: постановка звука [ш] от [р] Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с] |
Шпатели логопедические Зонды логопедические массажные Вата Бинт Спирт |
||
Д (1 ч.) |
Koppeкция звука: Работа над:
|
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания |
||
Е (1 ч.) |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом:
2. Работа над дыханием:
|
Различение теплой – холодной воздушной струи |
||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности Количество часов: дислалия- 5-10 дизартрия - 10-15 |
А (1-4 ч.) |
Работа над звуком: 1. Звук в слоге:
2. Звук в слове:
3. Звук в предложении 4. Звук в тексте 5. Пословицы, поговорки, стихи 6. Скороговорки |
1. Произнесение слов, слогов и предложений 2. Работа с таблицами 3. Работа с игровым материалом, картинками 4. Чтение текстов 5. Работа с деформированным текстом 6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок |
Слоговые таблицы Игрушки Игры Предметные картинки Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам |
Б (1-4 ч.) |
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1. Узнавание звука на фоне слога, слова |
1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово 2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности 3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов 4. Игра «Услышь своё имя» 5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок) 6. Отхлопать ритмическую структуру слова |
Сигнальные карточки |
|
В (2-4 ч.) |
2. Формирование фонематического анализа |
1. Определить первый звук в слоге, слове 2. Определить последний звук 3. Назвать все входящие в слово звуки 4. Определить количество звуков, слогов, слов 5. Назвать звуки по порядку 6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него |
Мячи Флажки «Светофорчики» Конверты с кружками Предметные картинки |
|
3. Развитие синтетической деятельности |
1. Составить из названных звуков слог, слово 2. Игра с мячом «Доскажи словечко» 3. Составить из букв разрезной азбуки слово 4. Игра «Умный телефон» |
Наборное магнитное полотно Коробка с разрезными буквами, слогами |
||
Г (2-4 ч.) |
4. Развитие фонематических представлений |
1. Подобрать слово на заданный звук, слог 2. Придумать слово по количеству звуков, слогов 3. Подобрать картинки на звук 4. Преобразовать слова
|
Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков |
|
Д (2-4 ч.) |
5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) |
1. Пересказ различных текстов 2. Составление рассказов:
3. Инсценирование сказок 4. Работа со сказками-фильмами |
Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения |
|
4-й этап Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком Количество часов: дислалия – 15 дизартрия - 20 |
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения Введение звука в самостоятельную речь |
|
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника